Размер шрифта: больше или меньше

Постановление ЦИК

Об утверждении Рекомендаций по формированию составов
избирательных комиссий в 2019 году

 

В соответствии с подпунктом 1) статьи 12 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан» Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по формированию составов избирательных комиссий в 2019 году (далее – рекомендации).

2. Опубликовать настоящее постановление на интернет-ресурсе Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

3. Областным, городов республиканского значения и столицы избирательным комиссиям направить в Центральную избирательную комиссию информацию о представлении в соответствующие маслихаты сведений для формирования составов избирательных комиссий согласно приложению 3 к рекомендациям.

4. Областным, городов республиканского значения и столицы, районным и городским маслихатом обеспечить передачу сведений о составах избирательных комиссий в Центральную избирательную комиссию согласно приложению 7 к рекомендациям.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

 

 

Председатель

Б. Имашев

Секретарь

С. Мустафина

 

 

Утверждены
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Республики Казахстан
от «___»___ 201___г. №___

 

Рекомендации
по формированию составов избирательных комиссий в 2019 году

 

1. В соответствии с положениями статьи 10 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее - Конституционного закона о выборах) территориальные избирательные комиссии образуются Центральной избирательной комиссией, а участковые избирательные комиссии – соответствующими территориальными избирательными комиссиями.

Участковые избирательные комиссии образуются соответствующими территориальными избирательными комиссиями в случае образования решениями акимов районов и городов новых избирательных участков.

Территориальные избирательные комиссии образуются в составе семи членов.

Количественный состав участковых избирательных комиссий определяет соответствующая территориальная избирательная комиссия города, района, района в городе в зависимости от количества избирателей на участках.

В целях единообразного применения положений Конституционного закона о выборах рекомендуется дифференцированный численный состав участковых избирательных комиссий:

1) пять членов комиссии при количестве избирателей на соответствующем избирательном участке до 1000;

2) семь членов при количестве избирателей на соответствующем избирательном участке от 1001 до 2000;

3) девять членов при количестве избирателей на соответствующем избирательном участке от 2001 до 2500;

4) одиннадцать членов при количестве избирателей на соответствующем избирательном участке от 2501 до 3000.


2. Местные исполнительные органы представляют в соответствующие территориальные избирательные комиссии сведения об избирательных участках и количестве в них избирателей на основании государственной базы данных о физических лицах для определения количественного состава участковых избирательных комиссий (приложение 1).

Решения территориальных избирательных комиссий о количественном составе участковых избирательных комиссий представляются в вышестоящие избирательные комиссии в течение трех календарных дней после принятия.

Областные, городов республиканского значения, столицы, районные, городские избирательные комиссии представляют в соответствующие маслихаты сведения об избирательных комиссиях и количественном составе участковых избирательных комиссий для формирования составов избирательных комиссий (приложение 2).

Одновременно представляется информация в Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан (приложение 3).


3. Составы территориальных и участковых избирательных комиссий формируются соответствующими маслихатами.

Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

Формирование нового состава избирательных комиссий начинается не позднее чем за два месяца и заканчивается не позднее чем за три дня до окончания срока полномочий избирательных комиссий.

В связи с введением с января 2019 года нормы об осуществлении полномочий на профессиональной постоянной основе председателей или их заместителей, а также секретарей территориальных избирательных комиссий, рекомендуется формирование нового состава избирательных комиссий завершить в январе 2019 года.

При этом, с учетом сложности процедуры проведения голосования и подсчета голосов депутатов маслихата, рекомендуется провести отдельные сессии маслихатов по избранию новых составов избирательных комиссий в первой половине января 2019 года.

В связи с исключением из Конституционного закона о выборах окружных избирательных комиссий из системы избирательных органов, составы окружных комиссий формированию не подлежат, их деятельность будет прекращена в связи с окончанием срока полномочий.


4. Сообщения соответствующих маслихатов о формировании новых составов избирательных комиссий публикуются в местных средствах массовой информации и размещаются на интернет-ресурсе маслихата.

В сообщении указывается перечень избирательных комиссий, подлежащих формированию; количественный состав избирательных комиссий; срок представления политическими партиями, общественными объединениями и избирательными комиссиями предложений по кандидатурам в новый состав избирательных комиссий; почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов маслихатов для справок (приложение 4).

В сообщении следует указать, что кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым к членам избирательных комиссий Конституционным законом о выборах.

На интернет-ресурсе маслихата размещаются образцы и формы всех материалов, необходимых для внесения предложений о кандидатурах в состав территориальных и участковых избирательных комиссий.


5. Члены территориальных и участковых избирательных комиссий избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий.

Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Политическая партия вправе представлять в состав избирательной комиссии кандидатуры, не являющиеся членами данной политической партии.


6. В случае отсутствия предложений политических партий в установленный маслихатом срок, который должен быть не менее пятнадцати дней до срока образования избирательных комиссий, маслихаты избирают избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.

Рекомендуется, что общественное объединение, как и политическая партия, вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Общественное объединение вправе представлять в состав избирательной комиссии кандидатуры, не являющиеся членами данного общественного объединения.


7. Политические партии, иные общественные объединения и их структурные подразделения должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке в органах юстиции.

Политические партии, общественные объединения и их структурные подразделения, избирательные комиссии представляют в соответствующие маслихаты следующие документы:

1) сведения о кандидатурах в состав избирательных комиссий по установленной форме в электронном и бумажном формате (приложение 5);

2) выписку из решения политической партии, общественного объединения или их филиалов (представительств), вышестоящей избирательной комиссии о представлении кандидатов в состав соответствующих избирательных комиссий;

3) копию документа о регистрации политической партии, общественного объединения или их филиалов (представительств);

4) заявления кандидатов о согласии на участие в работе избирательных комиссий, адресованные в соответствующий маслихат по установленной форме (приложение 6).

Представленные документы должны содержать наименование должности лица, подписавшего документ, личную подпись и расшифровку подписи, печать соответствующей организации, дату исполнения документа, фамилию, инициалы, телефон исполнителя.


8. Не могут быть членами избирательных комиссий:

- лица, имеющие судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке;

- лица, признанные судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- депутаты Парламента, маслихатов, члены иных органов местного самоуправления;

- кандидаты в Президенты, в депутаты Парламента, маслихатов, члены иных органов местного самоуправления, а также доверенные лица кандидатов;

- лица, занимающие должность политического государственного служащего;

- судьи судов Республики Казахстан.

Член избирательной комиссии должен проживать на территории административно-территориальной единицы, в которой находится маслихат, сформировавший состав данной комиссии.

Более половины состава избирательной комиссии не должны быть работниками одной организации, за исключением случаев создания избирательных участков, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 Конституционного закона о выборах.

В состав избирательных комиссий не могут входить близкие родственники (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) или супруг (супруга).


Орган, формирующий состав избирательной комиссии, проводит проверку лиц, кандидатуры которых предлагаются в состав избирательной комиссии, на предмет отсутствия предусмотренных положениями статьи 19, 20 Конституционного закона о выборах ограничений с участием соответствующих органов.

Секретари соответствующих маслихатов организуют проверку на предмет установления соответствия требованиям Конституционного закона о выборах кандидатур, представленных политическими партиями, общественными объединениями и избирательными комиссиями:

1) отсутствие не погашенной или не снятой в установленном законом порядке судимости устанавливается на основании сведений, предоставляемых территориальными управлениями Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;

2) отсутствие вступившего в законную силу решения суда о признании недееспособным, ограниченно дееспособным устанавливается на основании запроса в уполномоченный орган;

3) отсутствие ограничений, предусмотренных пунктом 12 статьи 20 Конституционного закона о выборах устанавливается на основании представленного заявления кандидата о согласии на участие в работе избирательных комиссий.


Итоги проверки предложенных кандидатур на предмет установления их соответствия требованиям Конституционного закона о выборах оформляются протоколом.

Если кандидатура, представленная в состав избирательной комиссии, не соответствует установленным требованиям, маслихат сообщает об этом политической партии, общественному объединению или избирательной комиссии, представившим данную кандидатуру, с тем, чтобы они могли представить другую кандидатуру в установленный маслихатом в протоколе срок.

Необходимо обеспечить внесение на рассмотрение сессии маслихата всех без исключения кандидатур в члены избиркомов, прошедших проверку на соответствие требованиям Конституционного закона о выборах.


9. Политическим партиям и иным общественным объединениям при внесении предложений по составу членов избирательных комиссий, рекомендуется учитывать принципы меритократии, преемственности в работе и обновления за счет участия молодежи в работе избирательных комиссий; соблюдение гендерного равенства; выдвижение в составы избирательных комиссий лиц с ограниченными возможностями.

Для членов территориальных избирательных комиссий рекомендуется учитывать опыт работы в избирательных комиссиях; профессиональное образование, соответствующий опыт и компетенцию в юридической, финансовой сферах, в области информационных технологий и автоматизации обработки информации; навыки публичной деятельности.


10. В соответствии с подпунктом 7-1) статьи 6 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» к компетенции соответствующего маслихата относится избрание в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о выборах членов территориальных и участковых избирательных комиссий путем проведения тайного или открытого голосования.

Сессия маслихата правомочна если на ней присутствуют не менее двух третей от общего числа депутатов маслихата.

Решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов маслихатов, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 43 Указа Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2013 года № 704 «Об утверждении Типового регламента маслихата» председатель сессии маслихата пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на сессии маслихата голоса депутатов разделяются поровну.

Порядок избрания членов территориальных и участковых избирательных комиссий определяется регламентом соответствующего маслихата.

При проведении голосования по избранию членов избирательных комиссий депутаты маслихата должны руководствоваться требованием пункта 3 статьи 10 Конституционного закона о выборах, согласно которому предложения общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий учитываются в случае отсутствия предложений от политических партий.

Если предложений политических партий недостаточно для формирования состава избирательной комиссии, то учитываются предложения общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.

В случае, если количество членов избирательной комиссии больше внесенных предложений политическими партиями, то в избирательный бюллетень включаются все кандидаты, предложенные политическими партиями, затем – предложенные общественными объединениями.

В избирательный бюллетень включаются кандидатуры в члены избирательной комиссии с указанием фамилии, имени, отчества в алфавитном порядке государственного языка, а также указанием политической партии, общественного объединения которые их представили.

Если предложений политических партий и общественных объединений недостаточно для формирования состава комиссии, в избирательный бюллетень включаются кандидатуры, предложенные вышестоящими избирательными комиссиями, с указанием фамилии, имени, отчества в алфавитном порядке государственного языка.

Итоги избрания составов избирательных комиссий доводятся маслихатами до избранных членов избирательных комиссий.


11. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Конституционного закона о выборах первые заседания территориальных избирательных комиссий областей, городов республиканского значения и столицы созываются лицом, определенным маслихатом, сформировавшим состав данной комиссии, не позднее чем в семидневный срок после формирования нового состава.

Первые заседания нижестоящих избирательных комиссий созываются председателями соответствующих вышестоящих избирательных комиссий не позднее чем в семидневный срок после формирования их состава.

На заседании избирательной комиссии избираются председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии. При этом на заседании территориальной избирательной комиссии, комиссия принимает решение об осуществлении председателем или его заместителем полномочий на постоянной профессиональной основе.

Областные, городов республиканского значения и столицы, районные, городские избирательные комиссии немедленно представляют вышеуказанные сведения в электронном и бумажном формате в соответствующие маслихаты и Центральную избирательную комиссию.

Областные, городов республиканского значения и столицы, районные и городские маслихаты обеспечивают подготовку сведений о новых составах избирательных комиссий по установленной форме и передачу сведений в электронном формате в Центральную избирательную комиссию в срок не позднее 30 дней после формирования состава (приложение 7).


12. В средствах массовой информации сообщается о решении маслихатов об избрании нового состава избирательных комиссий.

В сообщении маслихатов указывается наименование и номер (для участковых) избирательных комиссий, их места нахождения, Ф.И.О. председателя, заместителя председателя, секретаря и членов избирательной комиссии.

Со дня принятия соответствующим маслихатом решения о формировании состава избирательных комиссий, начинаются полномочия избранных новых составов избирательных комиссий и прекращается срок полномочий прежних.

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2020. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.